Вокальное осознание
Образование голоса происходит за счет намерения, движения и дыхания, совокупности элементов, раскрывающих (и зависящих от) нашего органического и физического состояний и функционального развития. Другими словами, качество нашего голоса отражается в нашем существе, и, следовательно, качества нашего существа отражаются в нашем голосе. Такого рода взаимосвязь притягивает людей, занимающихся изучением голоса. Исследуя голос, вы исследуете самого себя, открываете в себе что-то новое, вы развиваетесь.
Большинство традиционных техник по развитию голоса основываются на:
1) Освоении (соответствии) техническим требованиям или характерным особенностям определенного стиля или традиции и
2) Соответствии общепринятым представлениям о художественном выражении, сложившимся в результате мнения, вкуса и развития культуры общества.
Аналогичная ситуация обстоит и с большинством других дисциплин на Западе, где основной упор делается на результат («да просто сделай это»), нежели на сам процесс, приводящий к этому результату, и при этом почти ничего не говорится о влиянии организационного процесса на выполняемую дисциплину.
Имея за плечами опыт формального обучения исполнению старинной музыки, я отыскал в методе Фельденкрайза инструменты, позволившие мне рассмотреть методику постановки голоса вне рамок традиционных вокальных техник. Этот метод изменил мое сознание, позволил мне детально рассмотреть мою точку отсчета и перспективы. Будучи практиком метода Фельденкрайза, я несколько лет обучал людей исследованным мною вокальным зонам, и, не смотря на нетрадиционность такого обучения, оно пользовалось успехом среди моих учеников, некоторые из которых сами стали учителями по вокалу.
Как практик метода Фельденкрайза, мне хотелось бы подчеркнуть необходимость осознания важности использования нашего голоса, играющего одну из ключевых ролей в нашем функционировании и создании уникального и сложноорганизованного образа самих себя, свидетельствующем об эволюции и особом статусе человека.
Я заметил, что у учеников, после упражнений «осознавания через движение» (ОЧД) и «функциональной интеграции» (ФИ), создавалось ощущение, что их голос стал лучше резонировать, стал естественнее, что они отчетливее стали ощущать самих себя в своем голосе. Тем не менее, лишь малая часть из проделанных вещей в состоянии изменить сознание человека относительно функционирования голоса и его эффективности. Учитывая тот факт, что довольно много внимания уделяется дыханию, едва-ли можно сказать, что в курсе не хватает материалов касательно взаимосвязи с вокализацией.
По этой причине на протяжении нескольких лет я начал экспериментировать с упражнениями из ОЧД и ФИ, что позволило мне всесторонне рассмотреть функционирование голоса с точки зрения практикующего метода Фельденкрайза.
Сами уроки даются в хронологическом порядке, от самых простых (основных сознательных вокальных действий) до более сложных и дифференцированных, с контекстными ссылками об их эволюции, складывающейся в результате развития нашего общества, нас самих, индивидуального выражения и эстетики. Так, к примеру, будучи детьми, наш голос развивался и мог принимать черты, характерные для типа нужного или желаемого нами внимания или типа реакции, которую мы получали от заботящихся о нас людях с характерными вокальными выражениями. Позднее наш голос мог измениться в зависимости от желания обозначить, продемонстрировать и утвердить общественный образ или свою индивидуальность. По мере нашего развития мотивацией для изучения вокала может послужить удовольствие от все более наполненного собственного звучания, наслаждение от растущей осознанности и внутреннего ощущения себя в настоящем моменте.
Я считаю, что вокальная осознанность может быть исключительно полезна для нашей практики. Невозможно ощущать всю свою полноценность и силу без стремления к получению доступа и упорядочивания всех своих функций, формирующих нашу сущность, главная из которых — наш голос. К тому же, многих людей интересует сама тема самопознания, личного роста, и даже оздоровления, и едва ли все эти желания сможет удовлетворить учитель по вокалу или логопед. При исследовании многомерности человеческих качеств метод Феделькрайза позволяет нам приблизиться к потаенным уголкам функционирования нашего голоса и формирования осознанности.
Нажмите, чтобы раскрыть...